Специфика общения с неговорящими детьми
Общение – понятие гораздо
более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут
говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые
говорить могут, но в общении слабы.
Потребность в общении не является врожденной. Она
возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия
ребёнка с окружающими. Потребность общения ребёнка со взрослым возникает
вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе
первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых
впечатлениях.
В
процессе общения используются знаковые системы. Различают вербальное (речевое)
и невербальное (неречевое) общение.
Люди,
не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении.
Чаще всего инициатива общения принадлежит не им. Окружающие обращаются к ним
тогда, когда имеют для этого причину, желание или время. Обычно контакты
ограничиваются лишь удовлетворением жизненно важных потребностей.
В связи с тем, что «неговорящего» человека понять
очень трудно, он чаще всего лишён возможности предъявлять свои требования.
Опасно, если человек к этому привыкнет. Он может превратиться в покорного, не верящего
в себя, в свою ценность и значимость человека, или стать агрессивным, оттого
что его не понимают, что он лишён права принятия решений, права выбора.
Роль невербальных средств
общения с людьми, у которых имеются нарушения интеллекта, очень значима, так
как неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или
неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение с другими людьми. Непонимание
другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности.
Сейчас в мире широко
распространяется методика так называемой поддерживающей коммуникации.
Чтобы обеспечить
«неговорящему» человеку более эффективную коммуникацию, используются рисунки
или пиктограммы. С помощью взгляда, мимики, жеста, указания на фотографию,
картинку или символ (пиктограмму) человек с речевыми нарушениями может
осуществить своё высказывание или, по крайней мере, просигнализировать о
намерении осуществить его.
Предложенные ниже
картинки необходимо распечатать и разрезать, для того чтобы ребенок мог
свободно ими пользоваться. Картинки не обязательно должны быть цветными.
Принося или показывая взрослому картинку, ребенок укажет на то, что ему
необходимо в данный момент.
Комментариев нет:
Отправить комментарий