Специфика общения с неговорящими детьми
Общение – понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы.
Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими. Потребность общения ребёнка со взрослым возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях.
В процессе общения используются знаковые системы. Различают вербальное (речевое) и невербальное (неречевое) общение.
Люди, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Чаще всего инициатива общения принадлежит не им. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого причину, желание или время. Обычно контакты ограничиваются лишь удовлетворением жизненно важных потребностей.
В связи с тем, что «неговорящего» человека понять очень трудно, он чаще всего лишён возможности предъявлять свои требования. Опасно, если человек к этому привыкнет. Он может превратиться в покорного, не верящего в себя, в свою ценность и значимость человека, или стать агрессивным, оттого что его не понимают, что он лишён права принятия решений, права выбора.
Роль невербальных средств общения с людьми, у которых имеются нарушения интеллекта, очень значима, так как неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение с другими людьми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности.

Сейчас в мире широко распространяется методика так называемой поддерживающей коммуникации.
Чтобы обеспечить «неговорящему» человеку более эффективную коммуникацию, используются рисунки или пиктограммы. С помощью взгляда, мимики, жеста, указания на фотографию, картинку или символ (пиктограмму) человек с речевыми нарушениями может осуществить своё высказывание или, по крайней мере, просигнализировать о намерении осуществить его.

Предложенные ниже картинки необходимо распечатать и разрезать, для того чтобы ребенок мог свободно ими пользоваться. Картинки не обязательно должны быть цветными. Принося или показывая взрослому картинку, ребенок укажет на то, что ему необходимо в данный момент.




















Комментариев нет:

Отправить комментарий